Сути́н Хаим (Soutine) (1893/1894 - 1944), французский живописец. Выходец из Белоруссии, с 1913 во Франции. Экспрессивные пейзажи («Вид Ванса»), гротескные портреты («Автопортрет», 1922-23), натюрморты с изображением мясных туш («Бык», около 1925) отмечены страстной выразительностью колорита, пульсацией форм, проникнуты внутренним трагизмом. Более мажорны по звучанию поздние пейзажи Сутина («Ветреный день в Осёре», 1939).
* * *
СУТИН Хаим - СУТИ́Н (Soutine) Хаим (13 января 1893, г. Смиловичи, Белоруссия - август 1943, по другим сведениям, 1944, Париж), французский художник. Один из лучших мастеров экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) «Парижской школы» (см. ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА), прославился полотнами на темы нескольких постоянно варьируемых мотивов мясной туши, фигуры подростка, «красного гусара» и др. Его работы отмечены страстной выразительностью колорита, пульсацией «живых» форм, проникнуты внутренним трагизмом. Его поздние пейзажи более мажорны.
Родился в семье синагогального служки Боруха Сутина в местечке Смиловичи, где в то время практически не было ни развлечений, ни достопримечательностей. В семнадцать лет был отдан в услужение адвокату в Вильнюс. Именно адвокат первый обратил внимание на рисунки юноши (в основном утеряны) и способствовал его переезду в Париж (в 1913), где Сутин и оставался до конца своих дней. Первое время, однако, начинающему художнику, не знающему языка и подрабатывающему натурщиком, в Париже было очень трудно, он даже собирался сбежать домой. Остановило его знакомство с художником Осипом Цадкиным (см. ЦАДКИН Осип) (тоже выходцем из Белоруссии), который предложил Сутину для занятий живописью пользоваться его мастерской. Парижские бойни, расположенные недалеко от мастерской, привлекли внимание Хаима - с крыши он подолгу наблюдал за их работой, перемещением красных окровавленных туш. Эти туши стали одной из главных тем творчества художника, а картины с их изображением сделали его известным. Необычный интерес к красному - цвету крови - породил и своеобразную манеру его письма.
Сутин был знаком с П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), дружил с А. Модильяни (см. МОДИЛЬЯНИ Амедео) . Во время войны, в отличие от Цадкина и многих своих друзей, остался в Париже. Умер в августе 1943 во время операции по поводу опухоли мозга.